Село моё - Введенщина
Толстикова Анна, учащаяся 1 курса (9 класс) гуманитарного отделения Шелеховского лицея
|
|
Кто не знает легенды о дочери Байкала красавице Ангаре и о богатыре Енисее? В этой же легенде говорится о юноше по имени Иркут, который направился к Байкалу, чтобы взять Ангару в жены.Когда Иркут был почти у цели, он узнал о бегстве красавицы и бросился за ней вдогонку напрямик через горы. Он опоздал, но сохранились следы его титанической борьбы со скалами. Здесь, на берегу Иркута, в местах его борьбы со скалами и возникло село Введенщина. Так гласит легенда.
Архивные же данные утверждают, что наше село существует почти триста лет.
|
"От Иркутска, переехавши Кайскую гору, вы спускаетесь на низменный луг, местами поросший кустарником. Скоро, однако, с правой стороны подходят к Иркуту невысокие горы, оставляя небольшое пространство для проезда. До Введенской станции дорога идет берегом реки... Введенщина в 25 верстах от Иркутска, старинное село, расположено близко к берегу Иркута..." - так пишет в путевом Очерке "От Иркутска до Ниловой пустыни", опубликованном в газете "Иркутские губернские ведомости" в 1864 году исследователь Сибири М.В. Загоскин о нашем селе.
|
|
Первоначальное название села наиболее часто упоминающееся в архивных документах - Верх-Иркутская слобода, Верхне-Иркутское селение, Введенское селение.
Откуда же пошло наше село?
|
XVII век - время освоения Сибири. Казаки-первопроходцы обживали новые места, принося пользу Отечеству. Помогала им в этом церковь.
Земли, на которых в XVII веке возникло село, принадлежали Знаменскому и Вознесенскому монастырям, которые "прибирали для работы гулящих людей, крестьян и новокрещенных из бурят и эвенков". В те далекие времена уходят корнями фамилии введенских жителей: Поповы, Богомоловы, Плотниковы, Сверловы, Ямщиковы.
|
Монастырским поселениям обычно давали названия, относящиеся к православным праздникам. Ежегодно 4 декабря отмечается христианский праздник "Введение в храм Пресвятой Богородицы". Это событие - день Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно-девы Марии - христианская церковь отмечает как один из великих своих праздников.
В честь него и назвали наше село. Народ сохранил в названии только первое слово - "Введение" - соотнеся его не столько с богородицей, сколько с понятием "начала", "ввода", что совпадало с вступлением зимы в свои права. На Введение делались пробные выезды на санях, открывались введенские ярмарки. Народные приметы говорят: "Введение пришло - зиму привело. До Введения если снег выпадет, то растает. После Введения если снег пойдет, то ляжет зима".
|
|
Деревенская церковь, построенная в селе во 2-ой половине XVII века, сгорела. Второе здание было построено в XVIII веке. Точное время построения неизвестно. Клировые ведомости говорят об этом по-разному. Ведомость за 1850 год утверждает, что церковь была построена в 1721 году, в ведомости 1872 года указывается 1768 год, а ведомость 1878 года называет датой строительства 1789 год. Из тех же ведомостей стало известно, что церковь построена "тщанием прихожан с помощью добротных дателей города Иркутска", которые жертвовали на церковь деньги путем вклада на проценты в банк Илизаветы Медведниковой.
|
По ведомости "О количестве земельных угодий по церквям Иркутской Епархии" Верхне-Иркутская Введенская церковь имела 5 десятин усадебной и двадцать девять десятин луговой земли. Пока еще непонятно, почему церковь, которая должна была обслуживать несколько деревень (Олха, Баклаши, Акинино, Моты, Савватеевка, Одинск), решено было построить именно в Введенщине - скорее всего, географическое положение было самым удобным. Об этом пишет М.В. Загоскин: "Наши старые деревни стоят на самых лучших местах. Выбирать ли было из чего старым поселенцам, или толковее они были нынешних, или никто не мешал им в выборе поселения - только это факт повсюдный. Но только в этом отношении они и хороши. Вот и Введенщина, несмотря на свою древность, о которой красноречиво говорит ее ветхая церковь, что стоит поправляемая и полуокрашенная и несколько уже лет поправиться и окраситься не может, и это селение ничего не представляет отрадного, кроме хорошенького домика содержателя станции и его добрых лошадей". Этот дом сохранился до сих пор.
|
|
Через 10 лет, в 1875 г., Введенская церковь, согласно Клировым ведомостям, выглядела так:
"Здание деревянное, двухэтажное, с колокольнею, крепкое, кроме крыши с северной стороны, требующей перекрытия. Колокольня перестроена в недавнее время усердием отставного есаула Иркутского казачьео полка господина Тюменцева. Крыша на куполе и колокольне железная, окрашена зеленой краской, устроена усердием отставного урядника того же полка Тихона Плотникова. Престолов в ней 2: в нижнем теплом этаже главного храма престол во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы (девы Марии) освещен в 1790 году 24 октября, а в верхнем - престол во имя правоверных Апостолов Петра и Павла. Утварь достаточна, хотя многое в ней ветхое. Усадебной земли отведено в 1874 году 2,5 десятины да полдесятины новой нераспаханной, 29 десятин сенокосной. Дом священника построен прихожанами на купленной ими земле у крестьянина Верхе-Иркутского села Степанова Иванова Ружникова. Старший исправляющий должность псаломщика живет в собственном доме, в котором прежде помещался священник. Он построен на церковной земле. На содержание притча идет:
а) положенное по высочайше утвержденному штату 1850 года содержание от казны 212 рублей,
б) от прихожан - руга-хлеб в год священнику 240 пудов, псаломщику 168 пудов, просвирке 24 пуда,
в) половина процентов идет в пользу притча, а другая - в пользу церкви свечного вклада 300 р., вложенных в банк Иркутского сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой купцом Лаврентием по свидетельству банка от 4 декабря 1869 г. за № 134".
Надо сказать, что прихожане не всегда своевременно выплачивали сборы в пользу церкви.
Так, в апреле 1818 года (ф. 50. оп.1. дело 2406) дьякон Димион Афанасий Подгорбунский посылает прошение в Иркутскую Духовную консисторию следующего содержания: "По случаю перемещения моего в Киренский Святотроицкий монастырь и скорого отъезда по обширности Верхне-Иркутской Введенской церкви следующий мне начет по пуду с каждого венца хлебной руги с прихожан этой церкви". 26 апреля 1818 года в Иркутской консистории произошло слушание дела, по которому с крестьян обязали взыскать деньги и прислать в консисторию. Указаны фамилии должников:
Блинов Иван (1 пуд),
Рома Сверлов (1 пуд),
Спиридон Иванов Блинов (1пуд),
Василий Киселев (1пуд),
Иван Ямщиков (2 пуда),
Спиридон Баских (20 фунтов),
Иван Плотников (1 пуд)".
В современной Введенщине проживают потомки этих крестьян, до сих пор живут семьи с теми же фамилиями.
|
Состав жителей селения в XIX веке был неоднородным. Вот что мы узнали из "Ведомости церкви Верхне-Иркутской слободы за 1835 год" о прихожанах означенной церкви: "В Введенской слободе в 70 дворах проживало 14 лиц духовного звания (из них - 4 мужского полу), 5 мещан (2 мужского полу), 308 крестьян ( - 133 лица мужского полу), 55 посельщиков (из них 30 мужчин), 24 ясашных (из них 11 лиц мужского полу), 14 военных (5 лиц мужского полу).
Среди прихожан в Баклашихинской деревне, расположенной в 7 верстах, насчитывалось 89 крестьян и 30 ясашных. В Акининской деревне - 47 крестьян, 5 ясашных, 3 посельщиков, в Олхинской деревне - 1 военный, 13 ясашных и 130 крестьян, в Мотской деревне проживало 153 посельщика".
Как видно из данной Ведомости, количество прихожан Введенской церкви было достаточно велико, и церковь действительно занимала большую площадь, достаточную для того, чтобы вместить всех желающих в дни престольных праздников, свадеб и др.
Много сведений о Введенской церкви собрала Кузакова С.П. По этим данным воссоздан внешний вид церкви, ее внутреннее убранство. Старейшие жительницы села Е.С. Васильева и М.П. Блинова вспоминают: "Церковь имела вытянутую форму и должна была представлять собой корабль, на котором люди уплывут в "Царствие небесное". Здание стояло вдоль улицы, но не прямо, а было повернуто на восток". Церковь Верхне-Иркутской слободы стала центром всего прихода, оказала существенное влияние на все сферы жизни местного населения. Благодаря Клировым ведомостям о церкви, мы узнали о составе и численности жителей, о главных событиях в истории села, о создании церковно-приходской школы, постройка которой началась 15 сентября 1900 года, о режиме ее работы и многом другом.
Селение Введенское играло важную роль в установлении более совершенного сообщения с Забайкальем. Именно здесь, вдоль реки Иркут, через села Смоленское, Введенское, Мотское и тайгой, через прибайкальские горы к южному побережью Байкала прошел Кругобайкальский тракт и Введенщина стала первой почтовой станцией на пути от Иркутска.
Путешественник Алексей Матрос пишет: "15 декабря 1823 года от Иркутска до Култука считают 93 версты. Перемена первых лошадей в слободке Введенщина за 25 верст от города".
В путевых заметках "С берегов Байкала" Вагин отмечает: "Ямщики не соглашаются брать. Дорога гористая, трудная. Лишь написав квитанцию, на почтовых лошадях я добрался до Введенщина".
|
В 1883 году после большого наводнения на реке Иркут (по бурятским сказаниям "Эрху" - Иркут - капризный, избалованный, то есть река с капризным режимом, что полностью соответствут истине, так как Иркут склонен к частым разливам, наводнениям) разрушился участок тракта между Смоленщиной и Введенщиной, и впоследствии новая почтовая дорога спрямилась, выходя на старую за Введенщиной по сущетвующему маршруту междугородного пассажирского автобуса "Иркутск - Введенщина", далее через поселок Чистые Ключи на Култукский тракт, который является транспортной артерией российского значения.
|
|
|
Ныне Введенщина - небольшая деревушка, насчитывающая 800 жителей, являющаяся 2-м отделением ЗАО "Ангарское", разрастается, постепенно становясь дачным поселком. Новые страницы ее богатой истории открывают ребята из краеведческого кружка "Родники".
(п р о д о л ж е н и е с л е д у е т)
|
|