В истории нашей Родины крупная роль принадлежит городам, которые с давних времен становились экономическими, политическими и культурными центрами. Превратившись на протяжении второй половины семнадцатого века из острога в город, Иркутск постепенно становится торгово-ремесленным, административным центром Восточной Сибири и одним из ранних очагов русской культуры на Востоке…
Из истории Иркутска и Иркутской области
Курнакова Анастасия, учащаяся 1 курса (9 класс) гуманитарного отделения Шелеховского лицея
Древние времена
Как зародилась жизнь людей в нашем крае, чем они тогда занимались, какие животные в те древние времена обитали в нашем краю…Все это донесли до нас первые сведения из истории нашего края…
 
В 1871 году в Иркутске произошло событие, получившее мировую известность - при строительстве Военного госпиталя нашли остатки поселения первобытных людей, обитавших в Прибайкалье в древнекаменном веке (50-10 тыс. лет до н.э.). Столь древний культурный слой на территории России был выявлен впервые!   Обнаруженные здесь каменные орудия труда и украшения из кости мамонта стали сенсационной находкой для археологов и поразили необычно высоким для той эпохи художественным уровнем, изяществом резьбы по кости и оригинальностью орнамента. В раскопках у Военного госпиталя участвовали известные исследователи того времени И.Д. Черский и А.Л. Чекановский. Кроме изделий человека они обнаружили остатки типичной фауны: мамонта, шерстистого носорога, быка-бизона, древней лошади, благородного оленя-марала, пещерного медведя (его высота достигала 2,5 м, а длина - 3 м) , пещерного льва - гигантской кошки, соединявшей признаки льва и тигра, превосходившей их размерами. Это был царь зверей, владыка исчезнувшего мира.
К сожалению, вся эта уникальная археологическая коллекция, не имевшая аналогов в России и в мире, погибла во время Иркутского пожара в 1879 г.
 
Не менее сенсационное событие, получившее мировую известность произошло в 1928 году в селе Мальта на левом берегу реки Белой. Крестьянин этого села Савельев вместе с соседом Брилиным, копая подполье, обнаружили кости какого-то диковинного животного. Об этом было сообщено в Иркутский краеведческий музей. В Мальту выехал научный сотрудник музея археолог М.М Герасимов. Раскопки показали, что здесь, на левом берегу реки Белой, в селе Мальта, была стоянка первобытного человека времен позднего палеолита. А в 1936 году на правом берегу реки Ангары, у села Нижняя Буреть, археологом А.П. Окладниковым была открыта вторая стоянка такого же типа. Здесь тоже были найдены хорошо сохранившиеся предметы труда и быта, свидетельсвующие о высоком уровне материальной культуры древних людей, обитавших в нашем крае около 25 тыс. лет назад.
Все эти археологические находки в суровой Сибири, вдали от общепризнанных центров цивилизации, стали полной неожиданностью для мировой научной общественности, традиционно исключавшей Сибирь из числа регионов, где происходило становление древней культуры.
Жилища сибирских охотников находились по соседству, на расстоянии 7-8 километров друг от друга по прямой линии. Возникшие 24-26 тысяч лет назад , они считаются самыми ранними поселениями людей в нашем крае.

Люди вели не бродячий, а полукочевой образ жизни. В Мальте и Бурети хорошо сохранились жилища полуземляного типа. В земле было выкопано прямоугольное или круглое углубление. От него шел узкий коридор, выходящий к реке. По краям углубления были вкопаны и прочно укреплены плитами известняка бедренные кости и бивни мамонта, служившие столбами, опорой сооружения. Сверху сцеплялись рога северного оленя. Все жилище покрывалось шкурами. Посреди всех жилищ находился очаг. Костер давал тепло и свет, на нем же готовили и пищу.
 
Охота на животных давала мясо и меха, а кости использовались при строительстве жилищ. Собранные семена диких растений с помощью каменного песта превращали в муку. Первобытные люди из кости, рога и камня создавали орудия труда, а также удивительные художественные украшения. Ну а что касается произведений искусства, то археологические раскопки дали много интересных открытий, подтверждающих, что в нашем крае в доклассовом обществе развивался очаг художественной культуры, не уступающий европейскому. Искусство было наполнено отзвуками реальной жизни. На стоянках в Мальте и Бурети найдено 20 женских статуэток из камня и кости. Это составляет почти половину "мирового запаса" таких изделий. Среди этих статуэток имеются скульптуры в одежде типа мехового комбинезона шерстью наружу, с откидывающимся капюшоном. Подобные "одетые" статуэтки Прибайкалья являются единственными в своем роде. Другие древнепалеолитические скульптурки мирового фонда имеют лишь элементы одежды. Женские статуэтки Мальты и Бурети сразу вошли в круг широко известных "палеолитических Венер" Западной Европы.
Поражают мастерством изготовления выполненные из кости фигурки стремительно летящих уток или гагар, подвески из бивня мамонта, бусинки из позвонков рыб, браслеты, изображения мамонта, выгравированные на костяной пластинке. Украшения делали также и из цветных камней - кальцита и нефрита.
В эпоху неолита древние люди нашего края использовали в качестве временного жилья пещеры. Наибольшее их количество сохранилось до нашего времени по берегам озера Байкал, рек Ангары, Лены и их притоков. В некоторых пещерах обнаружены следы пребывания первобытного человека - остатки очагов, кострищ, каменные орудия, черепки глиняной посуды, фигурки рыб из камня и кости. Наиболее интересными из них являются пещеры, расположенные в 60 километрах от г. Нижнеудинска по реке Уде. В них были обнаружены кости вымерших животных: носорога, пещерного медведя и других. Общая длина пещер достигает 500 метров.

Постепенно в общественной и культурной жизни Прибайкальских племен происходят значительные изменения…

Шаманство
В эпоху энеолита, 4 тысячи лет тому назад, у племен Приангарья возникает шаманство - как форма религии доклассового общества. Слово "шаман" происходит от эвенского - "саман", что означает "знахарь". Шаманами становились наиболее одаренные личности, умеющие наблюдать, запоминать, а затем угадывать явления, происходящие в природе. Члены общины верили им, как пророкам, и беспрекословно исполняли их предсказания. Они пытались лечить людей исцелением духа.
В более позднее время, когда внутри общины началось расслоение, шаманы постепенно становились служителями культа. Чтобы сильнее воздействовать на окружающих, они появлялись перед людьми в устрашающих костюмах, головных уборах, в масках с прорезями, с бубном в руке. На груди и спине одежды подвешивали много побрякушек из металла, при движении издающих звон. Шаманы способны были приводить себя публично в экстатическое состояние и в это время выкрикивали бессмысленные слова и фразы, проделывали телом различные движения, имеющие якобы священный смысл.
Шаманство как своеобразное явление в области духовной культуры древних народов Сибири бытовало многие века. Шаманы помогали богатым людям держать в повиновении и зависимости членов племени. В классовом обществе шаманство постепенно было вытеснено христианством.


-Начало -Древние времена -До основания острога -Иркутский острог -О гербе



А что происходит в Сибири еще до основания Иркутского острога?
Одним из самых значительных событий в русской истории периода феодализма стал поход Ермака, положивший начало присоединению Сибири к России, освоение новых земель.
В 1581 году во владениях богатых солепромышленников Строгановых, владевших землями в Пермском крае по реке Каме, появился отряд казаков под командованием атамана Ермака. В составе отряда были вольные казаки с Волги, Яика, Дона и Терека. Наряду с Ермаком исторические документы называют и других атаманов - Ивана Кольцо, Никиту пана и Савву Болдыря.
Разные историки и источники называют разных инициаторов похода Ермака. одни видят в инициаторах московское правительство и лично Ивана Грозного, другие - Строгановых, третьи считают, что инициатива исходила исключительно от самого Ермака и его казаков.
Но, известно, что Строгановы сами стремились на восток в погоне за пушниной. Именно они снарядили отряд Ермака. В общем, мы должны быть признательны храброму и отважному Ермаку, ведь именно он и его казаки, а также крестьяне и служилые люди, которые вслед за ними двинулись на Восток, в борьбе с суровой природой отвоевывали у тайги землю, основывали поселения и закладывали очаги земледельческой культуры.

Основание Иркутского острога и превращение его в город
Так какова же дата основания и кем был основан Иркутск?
О дате основания Иркутска высказывались разные мнения. Одни авторы полагают, что Иркутск основан в 1652 году енисейским сыном боярским Иваном Похабовым, другие называли 1656 год и считали основателем Иркутского острога даурского воеводу Афанасия Пашкова. Приводится и третья дата - 1661 год. По сообщению одних авторов, в этом году основал острог тот же Иван Похабов, по другим сообщениям - Яков Похабов.
Внимательный исследователь истории Сибири 17-18 веков А. Н. Копылов после тщательного изучения документальных материалов, хранящихся в Центральном государственном архиве древних актов, успешно разрешил вопрос о дате основания Иркутска. В результате специального изучения документов о времени основания Иркутска было установлено, что первая попытка постройки острога в устье Иркута относится к 1658 году, но результаты ее не известны. Но Копылову удалось выявить новые документы, которые позволили разрешить затянувшийся вопрос о дате и условиях основания Иркутска.
На основании документов было установлено, что енисейский сын боярский Яков Тургенев, получивший в 1658 году задание построить острог в устье Иркута, не выполнил его. В архиве древних актов также выявлено донесение енисейского воеводы И. И. Ржевского в Сибирский приказ. В нем содержится подробное изложение обстоятельств основания Иркутского острога енисейским сыном боярским Яковом Ивановичем Похабовым летом 1661 года. Анализ документа, приведенный Копыловым, показывает, что лето 1661 года - вот единственная, вполне достоверная, документально доказанная дата основания Иркутска. Также стало известно, что во главе служилых людей, построивших Иркутский острог, стоял не Иван, а Яков Похабов; но между ними не было ничего общего, кроме одинаковой фамилии.
Первым приказчиком нового острога был назначен казачий десятник Василий Ездаков. Под его командой находилось 20 служилых людей. Сначала острог назывался Яндашским, по имени местного князца Яндаша Дороги, но уже с 1662 года он стал именоваться Иркутским (в старину писали "Иркуцкий"), так как находился недалеко от устья притока Ангары - Иркута.
Раннее описание Иркутского острога (1670 год) содержится в челобитной служилого человека Андрея Барнешлева. Из челобитной видно, что к 1670 году острог, поставленный в 1661 году, "погнил и развалился врознь". Поэтому в тревожное время негде поместиться "служилым и ясачным людям и пашенным крестьянам с женами и с детьми". Служилым людям и пашенным крестьянам пришлось спешно днем и ночью строить новую или обновленную острожную крепость. В результате площадь, занятая острогом, значительно расширилась. Прежний острог "был мерою в длину девять сажень печатных, поперек восемь сажень". Новая острожная крепость простиралась на 50 сажен (108 м) в длину и на 50 сажен в ширину. Стены острога состояли из острожин - плотного ряда высоких столбов, вкопанных в землю, длина их составляла три сажени с аршином. Передняя стена примыкала к трем башням. Две из них стояли по углам стены, третья - в середине. Средняя башня была проезжей - под ней находились ворота для въезда в острог. Эта башня называлась Спасской, так как к ней примыкал церковный предел, в котором стоял "нерукотворный образ" Спаса (Христа).
Башни служили не только для дозорных караулов, но также для жилья и хранения разных припасов. Башни передней стены острога имели фактически три этажа. В низу башни находился казенный амбар, над ним - горница, над нею - развал с жильем, выше - сторожевая вышка с перилами, на которые опирались казаки, неся дозорную службу. По внутренним лестницам они поднимались на вышку и спускались вниз. В одной из башен внизу находилась казачья изба, а над нею другие помещения. Башни, крытые тесом, имели "бои" - отверстия для стрельбы. Вышина башен девять сажен с аршином.
Башни, примыкавшие к другим острожным стенам, были устроены таким же образом, как три передние. В остроге находился двор, где жили приказные люди, амбар "о трех жильях" для сбора десятинного хлеба с пашенных крестьян, изба "для стенного караулу", погреб для "пороховой и свинцовой казны". Вокруг острога образовался посад.
Иркутский острог, выстроенный на "угожем месте", производил приятное впечатление на тех, кто побывал в нем. В 1675 году через Иркутск проехал посланник в Китай Николай Спафарий. Он использовал свое путешествие для описания Китая и пути через Сибирь. Об Иркутске Спафарий писал:
    "Острог Иркуцкий стоит на левой стороне реки Ангары на берегу, на ровном месте, и острог строением зело хорош, а жилых казацких и посацких дворов с 40 и больши, и место самое хлебородное".

Карта Иркутского острога:


А вот так выглядел раньше Иркутский Острог:
В трудных условиях и с ограниченными средствами, переселенцы в Сибири завели пашни, покосы, построили заимки, деревни, села и города, соляные варницы, мукомольные мельницы, кузницы, добывали железную руду и плавили железо, отыскивали слюду, а позже серебро, золото и другие полезные ископаемые, занимались промыслами и ремеслами, заложили основы промышленности, создали очаги культуры на сибирских окраинах России. Постепенно наш край стал превращаться в губернию и на ее территории насчитывалось более 500 населенных пунктов. Население росло в связи с прибытием новых партий русских переселенцев и ссыльных.
Иркутская губерния существует более двухсот лет, с 1764 года. В период основания она простиралась от Енисея до Аляски.

О гербе города Иркутска и Иркутской губернии
ИЗ ЛЕТОПИСИ КРОТОВА И ПЕЖЕМСКОГО (1690 год)


"…герб города Иркутска высочайше пожалован первоначально 18 февраля 1690 года, а сего года 26 октября высочайше подтвержден. Он представляет в серебряном поле бабра, бегущего по зеленой траве в левую сторону щита и несущего в челюстях своих соболя. Многие у нас разумеют сказанного бабра за бобра. Бобр - известное земноводное животное, шкура которого ценится очень высоко; а бабр - кровожадный, сильный и лютый зверь, живет в жарких странах. Он иногда забегает в Сибирь из Китая. Шкура его светло - желтоватого цвета с черно - бурыми поперечными полосами, с длинным хвостом. Этот-то зверь и изображен на гербе города Иркутска и всей Иркутской губернии".

-Начало -Древние времена -До основания острога -Иркутский острог -О гербе

Hosted by uCoz